Муфтият Карачаево-Черкесии начал новый этап по борьбе с дорогостоящими поминками

Муфтий КЧР Бердиев

Муфтият Карачаево-Черкесии возобновил кампанию по борьбе с дорогостоящими поминками.

Представители ДУМ Карачаево-Черкесии объезжают районы республики и требуют от имамов исполнять фетву, запрещающую участвовать в обрядах, где раздаются поминальные сумки с продуктами. Ревностные сторонники обряда тратят на него так много денег, что вынуждены брать кредиты, хотя ислам вообще против подобных трат, поясняют в муфтияте. Борьба с обрядом велась и ранее, но до сих пор безуспешно.

Как писал «Кавказский узел», в 2011 году фетва была принята по инициативе муфтия КЧР Бердиева в была издана фетва (предписание), которая запрещает дорогостоящие похоронно-поминальные обряды. Одним из таких обрядов является раздача пришедшим на поминки так называемых поминальных сумок, в которых лежит еда на довольно большую сумму. После издания фетвы муфтият организовал просветительскую кампанию в республике, чтобы донести свою позицию.

Участие в дорогостоящих поминальных обрядах грозит имамам отстранением

ДУМ республики действительно устроил своеобразное турне – представители муфтията проводят собрания имамов в разных районах республики и напоминают им о необходимости исполнять фетву, подтвердил корреспонденту «Кавказского узла» муфтий КЧР Исмаил Бердиев. Делается это потому, что постепенно люди стали забывать о запрете.

«Сейчас мы по новой объезжаем все районы Карачаево-Черкесии и напоминает об этом решении, фетве о недопустимости поминальных сумок, – рассказал муфтий. – Провели уже собрания имамов в Прикубанском, Карачаевском, Малокарачаевском, Зеленчукском районах».

После того, как представители муфтията встретятся с имамами по всей республике, те должны будут строго придерживаться правила не посещать поминальные церемонии, где будут допускаться обычаи, нарушающие фетву. Если кто-то из имамов проигнорирует исполнение фетвы, его отстранят от поста.

«Бывают, к сожалению, случаи, когда имамов обманывают, приглашают, но не показывают сумки для раздачи. Но имам всегда должен разъяснять людям суть и основание исламских обрядов. И ДУМ вынес решение, что если люди будут слушаться имама и перестанут готовить поминальные сумки, то имам имеет право прийти на их поминки, а если нет, то и имамы приходить не будут», – говорит Бердиев.

Проблема обычая с поминальными сумками, по мнению Бердиева, в том, что из-за него люди входят в долговую яму и занимаются показухой.

«Эти сумки с продуктами очень накладно собрать. Если раньше еще как-то обходились собственными средствами и помощью родственников, то в настоящее время для того, чтобы якобы «не ударить в грязь лицом» перед соседями, люди стали входить в долговую кабалу. Стали специально брать кредиты для поминок, и в первую очередь, чтобы собрать эти самые сумки. Это является грехом. Как кредит под проценты, так и показуха», – заявил муфтий.

Он пояснил, что муфтият не против раздачи садаки (милостыни), но, согласно исламу, в качестве нее человек должен отдавать только то, что является для него излишком. Похороны у мусульман не могут быть дорогостоящими, убежден Бердиев.

«Хоронят родственники и соседи. Они приобретают или изготовляют кафан (саван), проводят ритуальное купание покойника, копают могилу, довозят до кладбища. И все это делают бесплатно, ради Аллаха. Так происходит во всех селениях, всех народов, живущих в КЧР, – говорит он. – Затем на третий день те кто хочет, может угостить людей. Как правило, на такие поминки приходят старики: читают Коран, совершают дуа (молитву). Но это кто хочет. По исламу никто никого не может обязывать проводить поминки, а тем более раздавать дорогостоящие сумки в виде подарков».

Никаких поминальных обрядов на третий, седьмой, сороковой или любой другой день после смерти в исламе, по словам Бердиева, не предусмотрено.

«Но если люди все же следуют обычаям и отмечают поминки, то мы им рекомендуем – не переходите грань дозволенного. Если будете заниматься отсебятиной, входить в долги ради поминок и прочее, к вам имамы приходить не будут, – подчеркнул он. – В Дагестане, Чечне, Ингушетии такого обычая не наблюдается, у них покрепче ислам. У других соседей обычай тоже не в таких масштабах, как в Карачаево-Черкесии. Думаю, если бы такая проблема у соседей была, то они сами бы давно подняли тревогу».

Если на людей давить, они найдут себе альтернативных мулл

Обычай поминальных сумок как и излишество при устройстве похорон широко распространены на Северном Кавказе, говорит в свою очередь старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.

«Борьба с ним ведется ещё с 1990-х годов. Как правило безуспешно, о чем свидетельствует ужесточение риторики со стороны официальных религиозных деятелей», – пояснил он корреспонденту «Кавказского узла».

Ярлыкапов скептически оценивает перспективу искоренения этого обычая. Многое здесь будет зависеть от разъяснительной, просветительской деятельности имамов.

«Скорее всего, он продолжит бытовать. Но, конечно, надо верующим разъяснить, почему этот обычай надо оставить. Спокойно, без репрессивных мер – этим нельзя добиться успеха, люди найдут «альтернативных» мулл и будут продолжать раздавать сумки. Для разъяснения проблемы и ее решения требуется терпение», – резюмировал Ярлыкапов.

Ради исполнения обряда люди берут кредиты и влезают в долги

Практика применения фетвы о запрете поминальных сумок в прошлом действительно была неудачной, хотя само требование для ислама вполне обоснованное, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» помощник имама одной из мечетей республики, общественный деятель Мухадин Тлисов.

«В течение трех дней после смерти семья скорбит, а после этого срока ворота должны закрываться, траур окончен. Обычай поминок по определенным дням – это остатки, возможно, от христианских обрядов, к исламу они не имеют отношения», – говорит он.

Тем не менее, среди мусульман в КЧР такой обычай распространен, продолжает он.

«Каждая такая сумка обходится в полторы-две тысячи рублей, а в период поминальных дней иногда к некоторым приходят не меньше 500 человек для выражения соболезнования. И каждому из них вручается такая сумка. Безусловно, это увеличивает расходы людей. Те, кто не разбирается в религии, даже берут кредиты в банках, влезают в долги для проведения поминок. Есть те, кто на поминки по умершему родственнику до миллиона рублей тратит! Это грех по исламу», – подчеркнул Тлисов.

Тлисов отметил, что поминальные сумки нельзя считать формой садаки. Ее желательно раздавать нуждающимся, детям, старикам, инвалидам, а не всем подряд.

«И, естественно, размер милостыни в разумных пределах должен быть», – подчеркнул он.

Сами имамы также категорически не должны принимать поминальную сумку в качестве платы, хотя принять садаку им вполне позволено, продолжил Тлисов. Если семья и соседи не справляются с подготовкой к похоронам, они могут просить помощи сведущих людей.

«Покойника надо подготовить к погребению, совершить ритуальное купание тела, вырыть могилу, доставить похоронную процессию до кладбища. Конечно, за это приходится платить. Имам за совершение погребального намаза и чтение Корана и дуа плату не берет. Но дать ему садака нужно. Ведь он тоже тратит свое время и усилия. Иногда имам или другое лицо берет на себя заботы о погребении и ему отдают всю сумму оплаты, чтобы он сам нанимал людей для необходимо работы на похоронах. Но это разовые расходы на сами похороны. Поминки не являются обязанностью», – указал Тлисов.

По его мнению, обычай поминальных сумок преодолеть получится не сразу, многео зависит от конкретных имамов и того, как они будут вести разговоры с людьми.

«Просвещение может преодолеть неправильные обычаи. А если просто распоряжения давать, то здесь толку мало», – говорит помощник имама.

Особо он отметил необходимость разъяснять позицию муфтията женщинам, потому что они «очень многое решают» в таких ситуациях.

«Часто, когда наступает день поминок, какая-нибудь родственница говорит, что, мол, видела во сне умершего родственника, и нужно помянуть, что-то сделать для него. И обычно устраивают такие поминки. Поэтому нужно работать с людьми», – резюмирует Тлисов.

Садака или соревнование в щедрости?

Излишества при материальных расходах на похороны и поминки принимают форму соревнований между семьями, это осуждается любой авраамической религией, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Инспектор по правам человека Гражданского комитета по защите прав и свобод гражданина в СКФО Руслан Камбиев, в прошлом помощника муфтия КЧР.

«Надеемся, что последнее решение имамов ДУМ КЧР связано именно с этими критериями, а не с популизмом. Невозможно брать из религии нужное, но необязательное, и не придерживаться обязательного, но ненужного в данное время. Это касается, к примеру, обязательного предписания ношения бороды по мазхабу Абу Ханифы, которому ДУМ рекомендует строго придерживаться. Но большинство имамов, включая муфтия, бороду не отпускают», – отметил он.

У Камбиева вызывает сомнение и то, кто и по каким критериям будет решать – были какие-нибудь конфеты на поминки розданы с намерением совершить милостыню или с намерением похвастаться.

«Сложный момент. Но ДУМ не боится решать такие вопросы, судя по последним заявлениям взорвать Центр Ельцина в Екатеринбурге и совершить обрезание всем женщинам России», – сказал Камбиев.

Решение имамов КЧР опоздало лет на 25 лет, говорит известный в республике мусульманский деятель Мухаммад Карачай (Биджиев).

«Еще в 1991 году впервые в Карачае я объявил, что всякие поминки и поминальные сумки являются нововведением в исламе и даже в наших горских традициях Карачая, но меня не послушали тогда, к сожалению… Если за дело взялся сам муфтий и все имамы, тогда вопрос будет решен положительно», – полагает он.

Мухаммад Карачай также отметил, что шариатское правило садаки включает в себя не только раздачу денег.

«Это все, что можно подарить с намерением ради Господа: деньги, продукты, одежду, жилье, лекарство, даже донорскую кровь нуждающимся; сочувствие и сожаление сироте; улыбку встречному; расчистку дороги для людей; дуа за ближнего и так далее. Это все есть садака», – пояснил он.

Вместе с тем, все то, что делается ради показухи, садакой не является, согласен Мухаммад Карачай.

«И самое худшее в таких действиях то, что много неимущих людей берут долги, чтобы раздавать сотни тысяч на поминках, а потом не могут выходить из этих долгов. И все это – прикрываясь религиозными обязанностями, которых нет в исламе», – подытожил он.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий